Должен знать:приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников; нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической наук; правила по охране труда и пожарной безопасности; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Учебный план
Наименование разделов и дисциплин
Медико-биологический фундамент дефектологии (Е.В. Маркова) |
Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности |
Основы невропатологии и ВНД детского возраста |
Анатомия, физиология и патологии органов слуха, зрения и речи |
Основные направления исследований современной дефектологии: диагностика, профилактика, коррекция. Компенсация. (О.Ю.Пискун) |
Дефектология как отрасль педагогической науки |
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья |
Актуальные проблемы дефектологии на современном этапе |
Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха (О.Ю.Пискун) |
Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха |
Опыт обучения глухих и слабослышащих детей в специальных образовательных учреждениях |
Перспективы развития глухих и слабослышащих детей в современном пространстве образования. |
Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения (Н.А.Одинокова) |
Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения |
Опыт обучения слепых и слабовидящих детей в специальных образовательных учреждениях |
Перспективы развития слепых и слабовидящих детей в современном пространстве образования. |
Определение клинико-психолого-педагогического статуса ребенка с нарушением зрения |
Актуальные вопросы комплексного сопровождения детей с нарушениями зрения |
Организация специальных условий для воспитания, обучения и развития детей с нарушением зрения |
Превенция зрительной депривации |
Дети с недостатками зрения, имеющие множественными нарушениями |
Основные подходы психолого- педагогического сопровождения слепым и слабовидящим детям с комплексными нарушениями в развитии |
Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи (Н.А.Кузь) |
Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи |
Опыт обучения детей с нарушениями речи в специальных образовательных учреждениях |
Перспективы развития детей с нарушениями речи в современном пространстве образования |
Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальной недостаточностью (Н.А.Кузь) |
Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта |
Опыт обучения детей с нарушениями интеллекта в специальных образовательных учреждениях |
Перспективы развития детей с нарушениями интеллекта в современном пространстве образования |
Коррекционно-педагогическое сопровождение детей со стойкими образовательными затруднениями (Н.А.Кузь) |
Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития |
Опыт обучения детей с задержкой психического развития в специальных образовательных учреждениях |
Перспективы развития детей с задержкой психического развития в современном пространстве образования |
Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (О.Ю.Пискун) |
Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
Опыт обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в специальных образовательных учреждениях |
Перспективы развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в современном пространстве образования |
Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и нарушениями поведения (О.Ю.Пискун) |
Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и нарушениями поведения |
Опыт обучения детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и нарушениями поведения в специальных образовательных учреждениях |
Перспективы развития детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и нарушениями поведения в современном пространстве образования |
Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с комплексными нарушениями в развитии (О.Ю.Пискун) |
Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с множественными нарушениями в развитии |
Опыт обучения в в специальных образовательных учреждениях и перспективы развития в современном пространстве образования детей с комплексными нарушениями |
Новый этап развития дефектологии как науки (О.Ю.Пискун) |
Образование для всех и для каждого: смыслообразующие аспекты |
Психолого-педагогические условия обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном пространстве специального и инклюзивного образования |
Построение индивидуальной коррекционно-развивающей программы для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в современном образовательном пространстве |
Подготовка итоговой аттестационной работы |