Дефектология как ресурс инклюзивного образования

Должен знать:приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников; нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической наук; правила по охране труда и пожарной безопасности; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

 

Учебный план

Наименование разделов и дисциплин

Медико-биологический  фундамент дефектологии (Е.В. Маркова)

Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности

Основы невропатологии и ВНД детского возраста

Анатомия, физиология и патологии органов слуха, зрения и речи

Основные направления исследований современной дефектологии: диагностика, профилактика, коррекция. Компенсация. (О.Ю.Пискун)

Дефектология как отрасль педагогической науки

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья

Актуальные проблемы  дефектологии на современном этапе

Коррекционно-педагогическое сопровождение  детей с нарушениями слуха (О.Ю.Пискун)

Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха

Опыт обучения глухих и слабослышащих детей в специальных  образовательных учреждениях

Перспективы развития глухих и слабослышащих детей в современном пространстве образования.

Коррекционно-педагогическое сопровождение  детей с нарушениями зрения (Н.А.Одинокова)

Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения

Опыт обучения слепых и слабовидящих детей в специальных  образовательных учреждениях

Перспективы развития слепых и слабовидящих детей в современном пространстве образования.

Определение клинико-психолого-педагогического статуса ребенка с нарушением зрения

Актуальные вопросы комплексного сопровождения детей с нарушениями зрения

Организация специальных условий для воспитания, обучения и развития детей с нарушением зрения

Превенция зрительной депривации

Дети с недостатками зрения, имеющие множественными нарушениями

Основные подходы психолого- педагогического сопровождения слепым и слабовидящим детям с комплексными нарушениями в развитии

Коррекционно-педагогическое сопровождение  детей с нарушениями речи (Н.А.Кузь)

Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи

Опыт обучения детей с нарушениями речи в специальных  образовательных учреждениях

Перспективы развития детей  с нарушениями речи в современном пространстве образования

Коррекционно-педагогическое сопровождение  детей с интеллектуальной недостаточностью (Н.А.Кузь)

Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта

Опыт обучения детей с нарушениями интеллекта  в специальных  образовательных учреждениях

Перспективы развития детей  с нарушениями интеллекта в современном пространстве образования

Коррекционно-педагогическое сопровождение  детей со стойкими образовательными затруднениями (Н.А.Кузь)

Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

Опыт обучения детей с задержкой психического развития  в специальных  образовательных учреждениях

Перспективы развития детей  с задержкой психического развития в современном пространстве образования

Коррекционно-педагогическое сопровождение  детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (О.Ю.Пискун)

Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Опыт обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  в специальных  образовательных учреждениях

Перспективы развития детей  с нарушениями опорно-двигательного аппарата  в современном пространстве образования

Коррекционно-педагогическое сопровождение  детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и нарушениями поведения (О.Ю.Пискун)

Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и нарушениями поведения

Опыт обучения детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и нарушениями поведения в специальных  образовательных учреждениях

Перспективы развития детей  с расстройствами эмоционально-волевой сферы и нарушениями поведения в современном пространстве образования

Коррекционно-педагогическое сопровождение  детей с комплексными нарушениями в развитии (О.Ю.Пискун)

Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с множественными нарушениями в развитии

Опыт обучения в в специальных  образовательных учреждениях  и перспективы развития в современном пространстве образования детей с комплексными нарушениями

Новый этап развития дефектологии как науки (О.Ю.Пискун)

Образование для всех и для каждого: смыслообразующие аспекты

Психолого-педагогические условия обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья  в современном пространстве специального и инклюзивного образования

Построение индивидуальной коррекционно-развивающей программы для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в современном образовательном пространстве

Подготовка итоговой аттестационной работы